Проект жилищного кодекса – капитализм в действии

Новый проект жилищного кодекса (ПЖК), разработанный Кабмином Украины, и вынесенный на обсуждение Комитету ВР по вопросам строительства, транспорта и связи, в случае его принятия внесет кардинальные изменения в реализацию гражданами своих конституционных прав на жилье.

Главная его особенность – полная ликвидация государственных гарантий на получение благоустроенного жилья для большинства наших сограждан. При этом государство, в соответствии со ст. 1 этого проекта, обеспечивает жильем только социально незащищенных малоимущих, а также военнослужащих, работников правоохранительных органов, инвалидов и т.д. Для большинства остальных граждан только два пути: приобретение либо строительство собственного жилья за счет собственных средств и кредитных заимствований. ПЖК сохраняет существующий порядок строительства и распределения построенного жилья только на государственных и коммунальных предприятиях. Учитывая, что на сегодняшний день в Украине осталось не более 16% предприятий, находящихся в собственности государства, для основной массы населения получение бесплатного жилья становится несбыточной мечтой. Подтверждением этому является и тот факт, что Всемирный банк отнес Украину к числу беднейших стран мира с годовым доходом на душу населения менее 750 долларов. Поэтому, как видим, далеко не каждый гражданин, отнесенный по уровню жизни к числу малообеспеченных, может претендовать на бесплатное получение жилья. С этой целью в ПЖК вводится такое понятие как “социальный уровень”. Это размер среднемесячного совокупного дохода в расчете на одного члена семьи. Устанавливается он ежегодно парламентом по представлению Кабмина. При этом нигде не говорится, как он соотносится с прожиточным минимумом (больше, меньше, либо равен ему). И это отнюдь не случайно, ибо даже “лидер” наших “доблестных” профсоюзов А. Стоян назвал сегодняшний прожиточный минимум в 311,3 грн. “недосягаемой звездой”. Достаточно сказать, что в нынешнем году помощь семьям с детьми предоставляется в случае, если среднемесячный доход на одного члена семьи не превышает 50 грн. Да и помощь эта копеечная.

Если у гражданина, претендующего на получение жилья за счет государства, доходы превысят этот самый социальный уровень, он снимается с учета и ставится на учет, как имеющий право на получение льготного кредита. Кредит выдается на 30 лет под 10% годовых. Кто и как будет его возвращать при нашей-то жизни, это, наверное, загадка и для самих авторов проекта. Речь, разумеется, идет о простых тружениках, “новые украинцы” – не в счет.

Особо следует остановиться на вопросе установления цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ). В соответствии со статьей 12 ПЖК этим занимаются местные органы исполнительной власти и местного самоуправления совместно с региональными профсоюзами. При этом тарифы устанавливаются областными госадминистрациями, а нормы потребления коммунальных услуг – исполнительными органами городских Советов. Размер платы за ЖКУ устанавливается, исходя из их фактической стоимости (ст. 109 ПЖК). Нетрудно представить, каким он будет в дальнейшем, если и сейчас оплата жилья для многих наших сограждан, живущих на честно заработанную и не всегда вовремя выплачиваемую мизерную зарплату, является, непозволительной роскошью. Многие, даже относительно благополучно живущие семьи стоят перед дилеммой: заплатить за квартиру или накормить детей. И этот жестокий выбор заставляет их делать наше государство, ведомое нынешними “державотворцями”. Правда, сохраняется система субсидий и предельный уровень оплаты жилья в зависимости от доходов семьи. Но он опять-таки определяется исполнительной властью в лице Кабмина по согласованию с Федерацией профсоюзов. Из всего этого следует вывод: представительная власть, депутаты всех уровней лишаются какого-либо влияния на решение одного из самых острых социальных вопросов. Если полномочные представители народа лишены возможности хоть как-то облегчить судьбу своих избирателей, то можно ли говорить о том, что, в соответствии со ст. 5 Конституции, единственным источником власти является народ? И вообще, по-моему, президентом является не Л. Кучма, а некто В. Кальник, который всегда объясняет нам, как прекрасно повышение цен и тарифов. Да и мыслимо ли в сегодняшней сложной социально-экономической ситуации “опускать” решение данного вопроса на региональный и местный уровень, предварительно лишив регионы необходимых финансовых и правовых рычагов для его решения? Думаю, что любой здравомыслящий человек без особого труда найдет ответ на этот вопрос. И, наконец, о главном.

Основной смысл нового ПЖК — переложить все бремя расходов по содержанию и ремонту жилья на так называемых “собственников” приватизированных квартир. Именно с этой целью его ст. 98 предусматривает обязательное создание объединений совладельцев многоквартирных домов. При этом указанные объединения получают право взыскивать в судебном порядке сумму задолженности члена объединения по совместным расходам. Нетрудно представить, к чему это может привести: некогда милые, доброжелательные по отношению друг к другу люди могут стать врагами на веки вечные. Таким образом, предпринимается сознательная попытка натравливать людей друг на друга.

Итак, наше “родное” государство больше не желает ни строить жилье, ни производить его ремонт, ни дотировать жилищно-коммунальную отрасль. Но налоги оно желает брать сполна. Так кому же нужно такое государство вместе с подобными проектами? Ответ ясен: жуликам, бандитам, ворюгам всех мастей, но только не трудовому народу. И будет оно преподносить нам подобные проекты до тех пор, пока мы будем терпеть его выходки и не вспомним, наконец, о своих конституционных правах, которые надо защищать. Здесь возникает и закономерный вопрос: а как коммунисты видят реализацию конституционного права на жилье? Ответ на него – в проекте Конституции УССР (ст. 49), за которую было собрано более 3,5 млн. подписей и которую власти побоялись вынести на всенародное обсуждение: “Граждане Украинской ССР имеют право на жилище. Они могут приобретать в собственность или пользоваться благоустроенным жилищем в долях государственного, общественного или индивидуального жилищного фонда. Данное право обеспечивается развитием и охраной государственного общественного жилого фонда, помощью кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением жилой площади под общественным контролем, реализацией государственной программы строительства благоустроенного жилья, а также невысокой платой за жилье и коммунальные услуги. Никто не может быть безосновательно лишен жилища”. Думаю, лучше не скажешь.

В. ИНОЗЕМЦЕВ,

депутат областного Совета.