«Коммунист Кривбасса» №18 (308), май 2001 г.

ДЕЛО ВСЕЙ ЖИЗНИ

Что ты делаешь нынче, пилот-планерист,
Ты, конечно, уже не летаешь…
Но в мечтах и во сне, ты, как прежде, паришь.
Верен юности нашей товарищ…

Из песни «Воспоминания о планерном полке» А.С. БЕРГНЕРА

В день Победы Павел Леонидович Тихонов оденет свой парадный мундир с планками боевых наград и выйдет на парад. Это его праздник. Тот, который он, как и все ветераны войны, приближал, как мог...

Кто знал, что его юношеское увлечение планеризмом перерастет в дело всей его жизни и пригодится в военное время? Хотя чего хитрить, время, в которое рос Павлик, было нелегким. Казалось, что даже в воздухе витала угроза войны. Страна готовилась к труду и обороне и поэтому школьники тоже готовили себя к защите своей Родины.

В небольшом городке на Волге — Тутаеве, Ярославской области, был создан яхт-клуб, – вспоминает Павел Леонидович, – где мы на построенной собственноручно яхте ходили под парусами. Занимались также в планерном кружке. Правда, летать не довелось, так как не было постоянного инструктора, а амортизатор, с помощью которого можно было поднять планер в воздух, нам, подросткам, не доверяли. Но для того, чтобы все-таки почувствовать управление планером, мы дожидались непогоды и тогда ставили его против хорошего ветра... И знаете – получалось. Кроме этого занимались в гимнастической секции, сдавали нормы ГТО, Ворошиловского стрелка, ПВХО и ГСО.

По призыву комсомола в 1940 году Павел, которому на то время было уже 18 лет, поступил в Ярославский аэроклуб. В мае он закончил учебу в этом аэроклубе и поступил в Балашовское летное училище. Война застала его в Саратовском авиаучилище, которое в сентябре 1941 года преобразовали в авиационно-планерное. Курсанты, в том числе и Павел, начали летать на планерах. Их учили этому искусству известные на то время спортсмены-планеристы Анохин, Малиновский, Выгонов, Ильин...

Параллельно с полетами на планерах курсанты изучали трофейное оружие – готовились к партизанской войне.

В мае 1942 года Павел закончил Саратовское училище и получил направление в боевой полк г. Тейково. Он хорошо помнит свой первый вылет под Сталинград – нужно было доставить этилен-гликоль (антифриз) для танков. Затем пошли полеты в тыл к партизанам по доставке боеприпасов, медикаментов и диверсионных групп. Полеты эти были очень сложными: посадка производилась, как правило, на ограниченных площадках, на которых не могли сесть самолеты. Причем, в целях конспирации, летать доводилось только ночью. Иногда после посадки у партизан приходилось участвовать вместе с ними в боевых действиях.

Бригада имени Железняка, в которую входил и Павел Леонидович Тихонов, обслуживала партизан Белоруссии на территории вокруг г. Бегомель Минской области, а также районного центра Росоны Витебской области (Северо-Западный фронт). В 1944 году (апрель-май), когда началась весенняя распутица, немцы занялись партизанами основательно. И планеристам с партизанскими отрядами пришлось с боями выходить из окружения. Вместе с партизанами шло и все местное население. Немцы применили артиллерию, танки, авиацию. И партизаны, и местное население понесли большие потери. Только 6 из 8 планеристов самостоятельно вышли из окружения.

– Запомнился еще один эпизод, – рассказывает Павел Леонидович, — когда я перевозил людей и в том числе командира партизанского отряда Стапанова. Уже после войны я узнал, что он был вторым секретарем Минского обкома партии. На то время это была солидная фигура.

Только в 1944 году Павел Леонидович перешел на самолеты и закончил войну в Германии.

В 1950 году жизненные дороги привели его в Кривой Рог. С авиацией он не расстался – 27 лет проработал в Криворожском аэропорту диспетчером контрольно-диспетчерского пункта. Его портрет долгие годы бессменно украшал Доску почета Криворожского аэропорта, ему было присвоено почетное звание «Лучший работник аэропорта». Он отлично знал и любил свою работу и охотно передавал свой богатый опыт и знания товарищам по труду. Леонидыч – так любовно называли в коллективе этого человека, члена партийного бюро, активного участника общественной работы.

Сегодня П. Л. Тихонов – частый гость в СШ №№ 28, 79, 12. Делится с детьми воспоминаниями о войне, рассказывает о беспримерном подвиге советских летчиков в тяжелые годы испытаний. И обязательно в его рассказах есть место юношескому увлечению – планеризму, предопределившему его дальнейший жизненный путь.

– Мне пришлось летать и на спортивных планерах. Это совсем другое чувство, – поделился впечатлениями П.Л. Тихонов. – На них я парил и ощущал, как восходящие воздушные потоки поднимали меня вверх. Это особое состояние... Все наши видные конструкторы: Антонов, Ильюшин, Королев создавали первые планеры и летали на них.

Рассказывая об увлечении своей юности, Павел Леонидович обязательно призывает молодых при возможности заняться таким красивым и мужественным видом спорта, как планеризм. Он летал на многих самолетах, в том числе и грузовых десантных По-2, Ут-2, Р-5, Ли-2, Си-47, «Хариккейн», Ил-12, Ту-4… Но его сердце и сегодня – там, в романтичном и незабываемом прошлом, которое так гармонично соединилось с делом всей его жизни. Он выбрал правильный путь и прожил достойную жизнь. И хотя сегодня уже не работает, без дела не сидит.

– Он такой работящий, – говорит его супруга Лариса Андреевна. – Хоть привяжи. Ведь он – искусный мастер по дереву, а потому дома – полнейший порядок.

Думаю, что это – тема нашего будущего рассказа об удивительном человеке – Павле Леонидовиче Тихонове – бывшем военном летчике, партизане, отце двоих дочерей и дедушке четырех внуков...

 

Татьяна ЗУБАРЕВА.