Не тот режим

Только молодежь, по состоянию здоровья еще не попадавшая в больницу, думает, что в оставшихся с советских времен прекрасных больничных зданиях, оснащенных по последнему слову медицинской науки и техники, больного человека уложат на белые простыни, накормят вкусно и калорийно, да еще и вылечат в обязательном порядке. Но те, кто уже испытал на себе, что такое платная медицина в капиталистическом обществе (в которое мы по недомыслию вляпались сразу двумя ногами), только горько усмехнутся, услышав слово “больница”. Я расскажу вам о ней.

Во-первых, свою постель несите с собой. Посуду – тоже. При первом же обходе напишет вам длинный список лекарств, которые необходимы для лечения, а также всяких подручных средств, вроде шприцов, капельниц, ваты, бинтов, мыла, резиновых перчаток, стирального порошка... На 70 гривен минимум. При этом посоветует: “Подключайте детей и внуков”, и пожалуется на свою скромную зарплату. И не радуйтесь, что ваш родной ЦГОК заключил договор с этой больницей на оплату лечения и питания своих рабочих. Все равно окажется, что с ЦГОКа “везут лекарства, никак привезти не могут”, а уж о питании и говорить не будем.

На завтрак – каша не только без масла, но и без соли. На обед – та же крупа, но уже в воде. Суп называется. Ах, да, – несколько кусочков картошки положено. Возможно, насчет масла привираю, потому что от супа подозрительно пахнет подсолнечным маслом. Но что чай и утром, и в обед был без сахара – это точно.

Для ЦГОКовских рабочих одно хорошо: в больнице № 16 (а речь – о ней) – с них не брали деньги за уколы, кардиограммы, УЗИ, физпроцедуры. Все это оплачивал ЦГОК. И за то спасибо.

И стало мне понятно, почему в больницах не лечатся одинокие пожилые люди. Кто им еду принесет? Кто лекарства купит? Вот и занимаются они самолечением или к знахарям обращаются. Без родни – не выжить. Не помогут и проповедники, которые, одев белые халаты, во множестве бегают по палатам, уговаривая больных задуматься о своей душе. Самое время. Врачи не протестуют. Смотрят на этих шаманов в белых халатах как на своих помощников, без которых сегодня не обойтись? и только переспрашивают у больных: “А кто это такие? Харизматы? Которые размахивают руками и кричат: “Алилуйя!”?

А теперь представьте, что пережила Надежда Семеновна Курбанова, которая заболела воспалением легких, будучи в гостях у родственников в Беларуси, другом государстве.

– В Бресте на улице Пушкина живет моя сестра. Ну, лягу я с такой тяжелой болезнью на лечение, – рассказывает Надежда Семеновна, – ей, бедной, каково придется: каждый день мне лапшу вареную носить, на лекарства тратиться (она ведь пенсионерка!), капельницу покупать.

Так обременю ее! А сестра только удивляется: что ты? Какие деньги? Какая лапша? Зачем шприцы покупать, что, в больнице своих нет? О чем ты говоришь?

И что вы думаете? Оказывается, в Беларуси все так, как у нас было в Украине до переворота 91-го года. Они, например, не устраивают дискуссий о том, называть ли шприцы штрикавками, а уколы – заштриками, а просто во всех больницах имеют шприцы и лекарства для уколов. Вот и вся дискуссия. Меня в белорусской больнице то и дело слеза прошибала, когда я вспоминала наши “демократические” злыдни. Ни копейки я там на лечение не потратила, а сестре, когда она приходила меня проведать, отдавала то, чего не могла съесть: вареные яйца, апельсины, яблоки...

— Что!? Апельсины в больнице? – не выдерживаю я. – А мы за десять лет их вкус позабыли, хотя они у нас продаются на каждом углу… Все денег нет...

Вот и получается: лежат больные в белорусской и украинской больницах, болеют одной и той же болезнью, лечение получают одинаковое, режим один и тот же врачи назначили – постельный. Только в Белоруссии человек лечится спокойно и о завтрашнем дне не беспокоится: все, что ему нужно, государство бесплатно дает. А в Украине больная одной мыслью озабочена: хватит ли денег на лекарства? Где бы завтра еды раздобыть? Ой, как кушать хочется...

Почему так. Да потому что режим в этих государствах не одинаковый. Там как было в СССР лечение бесплатным, так и осталось. А у нас государство капиталистическое. Правящий режим одним озабочен, – как бы карманы свои набить, цены поднять, не думая, что несет этими ценами гибель людям. А президент с гордостью называет себя всенародно избранным и любимым, – раз люди второй раз избрали, значит, любят. И на референдуме свою всенародную любовь к нему не подтвердили бы. Но мы-то знаем, что это – не всенародная любовь, а всечиновничья. И в той же 16-й больнице на президентских выборах сами медики заставляли больных голосовать за Кучму, да еще и бюллетени проверяли. Наблюдатели с избирательного участка в больнице много фактов нарушения Закона о выборах зафиксировали. Победил на этом участке Л.Д.Кучма. Ну, и что взамен получили от него верноподданные медики? При моей выписке из больницы, вручая мне больничный, медсестра протянула руку:

– Пожертвуйте 2 гривны в фонд отделения.

– Не дам, вы заставляли больных голосовать за Кучму.

– Ну, ладно, дайте хоть на историю болезни, – торговалась со мною медсестра. – Мы же на ксероксе ее сами переснимаем, деньги тратим.

Стыдно было смотреть на протянутую руку. Но мне не было жалко медсестру. Сами навязывали нам этот режим.

« А вот белорусы – народ умный», – думала я, уволакивая домой сумки с постелью, посудой, недоеденной лапшой и прочим скарбом. – И президента они называют отцом родным, батькой, т.е., видно, заслужил. И почему это тележурналисты показывают нам, как студенты в Минске протестуют против Лукашенко? Вот взяли бы белорусские руководители, да и выполнили все требования протестующих. Хотят ребята в капитализм? Дайте им такую возможность! Пусть за учебу платят полновесной монетой, и рабочее место после вуза пусть им государство не предоставляет, пусть пооколачиваются в безработных, как наши. И за лечение в больницах, за операции пусть платят как мы. Может, тогда поумнеют?

Галина ГОРБЕНКО,
член Союза журналистов.