ПЕСНЯ И ПОЛИТИКА

Песня традиционно в нашей стране играет очень большую роль. Язык песен всем понятен. Пение - эффективный в социальном отноше-нии способ общения. Всё многообразие человеческой деятельности и её внешние условия интериоризуются во внутренний песенный мир лю-дей, содержание которого отражает и выражает их социальное бытие. Песня (как и искусство в целом) формирует социальные идеалы, смысложизненные ориентиры и устремления, социально-психологический настрой и морально-этическую атмосферу общества. Настоящая песня - это подлинная ценность культуры нации, народа, человечества.

С "новинками" современной музыкальной эстрады я зачастую знакомлюсь в автобусе или в маршрутке по дороге на работу. Там впервые услышал "песенку Вовы", который "знает три матерных слова", там же приобщился к откровениям Ирины Алегровой о том, что "все мы бабы - стервы", там же Алла Пугачёва поведала историю, как "за монетку, за таблеточку "сняли" нашу малолеточку" и узнал много другого, что раньше считалось не очень или просто неприличным.

А сколь обширен репертуар приблатнённо-уголовного жанра! У меня вообще складывается впечатление, что сегодня идёт целенапра-вленная работа по стиранию грани между уголовной средой и осталь-ным обществом (этому служит и неожиданно возникшая мода на татуи-ровки, которые раньше у нас были отличительной особенностью пред-ставителей уголовного мира). Оно и понятно, ведь наши рыночные отношения начали формировать "теневики" и криминалитет. Сегодня же бывшие уголовники, а ныне преуспевающие бизнесмены, не хотят выделяться своими наколками, жаргоном и своими песнями. Пусть уж лучше всё общество изъясняется воровским сленгом, поёт лагерные песни и ходит в татуировках.

Я люблю петь. Среди многих других, мне, например, очень нра-вится старая шахтёрская песня "А молодого коногона несут с пробитой головой". На её мотив в своё время была создана задушевная песня танкистов "Достанут нас из-под обломков", которая заканчи-вается строками о невесте убитого танкиста:

«... И дорогая не узнает,

Какой танкиста был конец».

В нынешней интерпретации я услышал нечто совершенно другое:

«... И молодая не узнает,

Какой у парня был конец».

Понятно, что это не просто оригинальничанье. Это опошление. Опошление святого. За это наказывать надо. Но это и политика. По-литика нынешнего режима. Подобное ведь наблюдается повсеместно.

Как-то по украинскому радио услышал знаменитую "Смело, товарищи, в ногу!". И ужаснулся. Слова вроде те же, мелодия похожая. Но интерпретация?! Ёрничание, вставки-отсебятина, просто наглое издевательство. Такую же, изуродованную до неузнаваемости, радио передавало и "Варшавянку". А ведь с этими песнями люди шли на смерть, шли в бой за лучшую жизнь последующих поколений. Нынешние же моло-дые, не слышавшие нормального исполнения, вполне могут эту пародию принять за оригинал (что и требовалось исполнителям и заказчикам).

А всемирно известный "Интернационал"? Художник Илья Глазунов во всеуслышание не раз издевательски повторял: "весь мир насильно мы разрушим", будто бы цитируя "Интернационал". Но ведь там поётся совсем другое: "Весь мир насилья мы разрушим...". А ведь это, согла-ситесь, две большие разницы, как говорят в Одессе. И этого не мог не знать Илья Глазунов. Знал, но перевирал.

В то же время, национальный гимн французов - "Марсельеза", заказанная мэром Страсбурга бароном Дитрихом, ревностным защитником монархии, сочинённая молодым артиллерийским офицером по имени Руже де Лиль, стала песней рабочих батальонов, которые выступили на защиту революционной Франции. "Марсельезу" (раньше она называлась "Боевой песней Рейнской армии"),- говорил французский журналист Мишель, - можно сравнить с винтовкой, которую правящие круги выдали труженику и которую он повернул против своих угнетателей. Но и сегодня французы не отказались от "Марсельезы".

Горсовет Варшавы большинством голосов утвердил в качестве столичного гимна "Варшавянку". К гимну Варшавы написаны новые стихи, но начинаются они с той же строки: "Вихри враждебные веют над нами". В Москве музыка Гимна Советского Союза принята в качестве гимна России. "Это был великий Гимн великой страны..." (В. Розов). "... Сегодня прекрасная, родная музыка Гимна Александрова многим просто поможет выжить, а если это так, то не стоит близко к сердцу принимать советы людей, которые давно уже живут в других странах и встают под чужие гимны" (Ж. Болотова).

У нас же в Украине не нашли ничего лучшего, как за основу гимна взять "ЩЕ НЕ ВМЕРЛА УКРАЇНА...". Шутники из Верховной Рады используют эту фразу в качестве приветствия, ставя в конце знак вопроса, сторонники "чёрного юмора" добавляют: "но процесс уже пошёл".

Что же сегодня происходит с нашей песней? А происходит, на мой взгляд, следующее:

Во-первых, посредством эстрады (поп-музыки, мас-культа) оглупляется, "опускается" наша молодёжь, примитивизируется молодёжное сознание.

Во-вторых, нынешние творческие импотенты от искусства, неспособные создать ничего приличного, вульгаризуют и опошляют созданные до них подлинные художественные ценности (настоящие песни, настоящую музыку), а тем самым пытаются разрушить идеалы предшествующих поколений, чтобы они не стали идеалами поколений нынешних.

И, наконец, всеми силами и средствами проводится политика дегероизации той поистине героической (и зачастую трагической) эпохи. Дабы эпоха нынешняя не выглядела столь жалкой и мерзкой.

Примитивизация сознания, дегероизация истории, опошление святынь и разрушение идеалов - в этом суть нынешней политики правящего режима (проводимой продажной "придворной" интеллигенцией) в области духовной жизни. Негодной, надо сказать, политики. И результаты её труднопредсказуемы. Ибо идёт разрушение менталитета нации, народа, разложение нравственности, уничтожение преемствен-ности сознания поколений. Культура перестаёт выполнять функцию "связывания", объединения и сплочения поколений и социальных групп.

И всё это не столь безобидно, как на первый взгляд может показаться, когда слушаешь очередную пошленькую песенку об "американ бой", "ай лав ю, ай лав ю, я кохаю и люблю", "жареный кабанчик, курка в майонезе", о "девочке секонд-хенд" и прочих "шикидымах". Результаты уже есть. Посмотрите на поведение подростков и молодёжи, поговорите с ними, посмотрите им в глаза, вглядитесь в их лица... Печать интеллекта, огонь творчества, жажда преобразований, тяга к новому всё реже встречаются в них.

Что ж, может, новое время - новые песни? А поскольку, были времена труднее, но не было времён подлей, то и песни мерзкие?! Ведь ни новых идеалов, ни новых подлинных ценностей, ни новой (приемлемой для развитой личности) морали они не могут предложить

В. КОЧУРА,
доцент, кандидат
философских наук.